В последнее время украинцы сталкиваются с проблемами в виде некорректных платежек за коммунальные услуги. Особенно это стало актуально на фоне отключений электроэнергии и перебоев с интернетом, когда люди не могут вовремя передать показания счетчиков. В результате возникают ситуации, когда суммы в счетах значительно превышают реальное потребление.
Например, киевлянка Татьяна получила счет за горячую воду на сумму почти 3 тысячи гривен за 33 куба, хотя фактически она использовала лишь 3 куба. Аналогичная ситуация произошла с жительницей Ирпеня, у которой счет за электроэнергию составил более 10 тысяч гривен, несмотря на отключения.
По данным уполномоченного ВР по правам человека Дмитрия Лубинца, с начала 2025 года в Офис Омбудсмена поступило более 1 200 жалоб на нарушения прав потребителей в сфере ЖКУ. Эксперты предполагают, что количество таких случаев возросло с октября, когда возобновились массовые отключения электроэнергии.
Причины ошибок в платежках
Среди основных проблем, о которых сообщил Лубинец, можно выделить:
- Начисления несуществующих долгов или завышенных объемов потребления, которые не соответствуют фактическим показаниям счетчиков.
- Расчет по средним или прогнозным данным, если потребитель не успел передать показания счетчика вовремя.
- Отказ в проведении сверки расчетов, когда показания счетчиков не совпадают с данными в платежках.
- Отсутствие письменного ответа на обращения потребителей.
- Несвоевременное информирование о тарифах или смене поставщика.
- Отказ проверить или заменить неисправный счетчик.
- Сложности с получением контактных данных поставщика.
Проблемы также усугубляются отключениями электроэнергии, из-за которых многие не могут вовремя передать показания счетчиков. Это приводит к накоплению долгов за коммунальные услуги.
Как оспорить неправильные начисления
Если вы получили некорректную платежку, следуйте следующему алгоритму:
- Подайте жалобу поставщику, указав адрес, фактические показания счетчика, прикрепив копию платежки и фото счетчика. Поставщик обязан ответить в течение 30 дней.
- Если ошибка признана, настаивайте на составлении акта сверки.
- Если ответа нет или он вас не устраивает, подайте жалобу в НКРЭ, Госпотребслужбы или местные органы самоуправления.
- Если и там нет реакции, обращайтесь в Офис Омбудсмена или в суд.
Важно сразу же после получения неправильной платежки связаться с офисом поставщика и попытаться исправить ошибку, так как это может помочь избежать дальнейших проблем.


